К вопросу о применении фотофиксации следов при осмотре места дорожно-транспортного происшествия
Т.В. Демидова, М.И. Беляев
Авторы в статье уделили внимание вопросам фиксации следов на месте
дорожно-транспортных происшествий. Рассмотрели наиболее распространенные
следы, которые необходимо зафиксировать на месте ДТП с помощью
фотосъемки, что впоследствии поможет установить важные обстоятельства
происшедшего события. Предложены оптимальные способы и средства
фотофиксации, а также проанализированы типичные ошибки, допускаемые при
фотофиксации обстановки ДТП.
Одним из важнейших источников информации являются следы, обнаруживаемые на месте дорожно-транспортного происшествия (далее по тексту - ДТП). Они несут в себе сведения о внешних признаках отображаемого объекта, его внутренних свойствах и структуре, механизме следообразования и других обстоятельствах произошедшего.
Следы могут быть оставлены на различных предметах обстановки места ДТП. Следует учесть, что направление, локализация и степень выраженности следов характеризуются значительной вариативностью.
[1]. Поэтому следы целесообразно классифицировать по месту обнаружения. Это могут быть следы, оставленные на дороге, на одежде и обуви участников ДТП, на объектах окружающей обстановки, на транспортных средствах, на теле пострадавшего.
Демидова Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры оружиеведения и трасологии УНК судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.
Беляев Михаил Вячеславович, преподаватель кафедры оружиеведения и трасологии УНК судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. |
Обнаружение следов, а затем их фиксация напрямую зависят от уяснения специалистом, участвующим в осмотре, механизма ДТП, который, как известно, подразделяется на три стадии: 1) сближение транспортных средств (далее - ТС); 2) столкновение (кульминация); 3) последующее перемещение ТС после столкновения
Прежде чем зафиксировать следы на месте ДТП следует определить границы зоны осмотра, которые должны включать участок дороги со следами, образовавшимися при ДТП, а также объекты, которые могли оказать влияние на процесс развития ДТП:
- объекты, ограничивающие обзорность для участников ДТП (здания, дорожные сооружения, заборы, зеленые насаждения, стоящие ТС и т.п.);
- препятствия, которые могли вынуждать участников ДТП изменить скорость и направление движения (ограждения, стоящий транспорт, дефекты дороги и т.п.);
- технические средства регулирования движения (разметка, светофоры, дорожные знаки).
Здесь надо отметить, что следует обращать внимание не только на дорожные знаки, установленные в границах зоны осмотра, но и на знаки, находящиеся за ее пределами, действие которых распространяется на участок дороги, где непосредственно произошло ДТП.
Рассмотрим наиболее распространенные следы, которые необходимо зафиксировать на месте ДТП с помощью фотосъемки, что впоследствии поможет установить все обстоятельства произошедшего события.
Прежде всего это следы ходовой части ТС, к ним относятся:
- Следы качения, которые образуются в результате продвижения колеса по нормали в свободном (ведомом) или тяговом (ведущем) режиме при отсутствии проскальзывания колеса относительно опорной поверхности в продольном и поперечном направлениях, когда рисунок протектора шины отображается на следовоспринимающей поверхности без видимого искажения. На снегу и почве они представляют собой объемные отпечатки рисунка протектора шины, на асфальтобетонном покрытии - поверхностные следы наслоения. Данные следы обнаруживаются на первой и третьей стадиях механизма ДТП.
- Следы торможения, образовавшиеся в результате скольжения заблокированного колеса в продольном направлении при торможении ТС. На асфальтированных покрытиях - это смазанная в продольном направлении темная полоса, на грунтовых - разрыхленная борозда. Они могут быть прямолинейными и дугообразными. Элементы рисунка протектора противодействуют поступательному движению ТС, поэтому их отображения оказываются вытянутыми в направлении его движения. В данном следе можно различить продольные канавки рисунка протектора; структуру отображений поперечных элементов рисунка протектора различить нельзя. Такие следы чаще обнаруживаются на первой стадии механизма ДТП.
- Следы бокового скольжения, которые могут быть при скольжении колес в боковом направлении и могут возникать при заносе ТС, движении в повороте, столкновении. Чаще всего эти следы располагаются дугообразно. При этом расстояние между следами шин левых и правых колес изменяется; также может иметь место их взаимное пересечение. Данные следы обнаруживаются на первой и второй стадиях механизма ДТП.
- Следы перемещения на спущенном колесе располагаются, как правило, прямолинейно или дугообразно. При этом на поверхности проезжей части дороги образуется след с неровными краями и неравномерным наслоением резины. Следы данного рода чаще обнаруживаются на третьей стадии механизма ДТП.
Необходимо отметить, что важно фотофиксировать расположение осыпи(ей) грязи на проезжей части. Это необходимо для установления места столкновения автомобилей. Достаточно часто осыпь образуется не с места наибольшей деформации кузова ТС, а там, где грунт находился (арки колес, элементы подвески, днище автомобиля и т.д.). Например, столкновение двух автомобилей произошло передними частями, а осыпь образовалась из задней арки ТС. Это обстоятельство существенно меняет информацию о реальном расположении места столкновения. Поэтому, используя осветительное оборудование, нужно произвести осмотр и сфотографировать арки колес и элементы подвески, с которых могло произойти осыпание грунта.
Важно фиксировать размеры осыпей осколков и фрагментов пластмассовых деталей так, чтобы можно было провести их соотнесение с шириной дороги или полосы движения.
При наезде на пешехода обязательно фиксировать следы, которые могли быть им оставлены на проезжей части до места наезда (следы обуви, наслоения грязи и т.д.). Обязательно зафиксировать с помощью фотосъемки расположение тела пешехода относительно элементов проезжей части.
На время осмотра места происшествия из зоны ДТП необходимо убрать людей и ТС, не участвовавшие в нем. Движение по участку проезжей части на момент фотофиксации перекрывается.
В том случае, если осмотр производится в темное время суток, для улучшения условий осмотра может быть использовано освещение автомобиля выездной группы. При этом он должен располагаться так, чтобы не закрывать собой объекты вещной обстановки.
В первую очередь следует зафиксировать следы и объекты, которые могут быть уничтожены либо видоизменены проезжающим транспортом, из-за атмосферных и метеорологических условий либо по другим причинам. Затем фиксируются остальные следы: повреждения на ТС и объектах окружающей обстановки; геометрические элементы дороги и их размеры; расположение дорожных знаков, разметки, ограждений и пр.
Применение в ходе осмотра фотосъемки позволяет значительно полнее и качественнее провести фиксацию следовой информации, содержащейся на месте ДТП, а также намного сократить время, необходимое для ознакомления с условиями места происшествия и их изучения лицами, непосредственно не принимавшими участия в осмотре.
Важно выполнять фотографирование не только места расположения ТС, но также поверхностей под ними. Во многих случаях (даже когда идет снег или дождь) под автомобилями остаются участки следов их перемещений, по которым можно определить направление движения ТС на конечном этапе. Особо следует уделить внимание осмотру колес ТС и их повреждениям.
Необходимо фиксировать начало и окончание следов торможения колес или частей ТС (бампер, молдинги, блок фар и пр.), их конфигурацию и направление, в том числе места их изломов или сдвига, участки сужения или расширения. Следует отметить, что в практической деятельности специалистов-трасологов фиксации данных следов уделяется недостаточно внимания.
Данное обстоятельство приводит к снижению эффективности производства последующих транспортно-трасологической и автотехнической экспертиз.
Необходимо отметить, что фиксация следов и дорожной обстановки на месте ДТП с помощью фотосъемки должна производиться строго по правилам судебной криминалистической фотографии. При фотосъемке необходимо применять способ глубинного масштаба, т.е. использовать (помещать в кадр) мерный объект или любой иной предмет заведомо известных размеров. На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации наиболее оптимальным является установка на дорожном полотне сигнальных конусов с расстоянием между ними 50 - 100 см. В таком случае на полученных фотоснимках участка дороги, где произошло ДТП, можно без затруднений определить параметры (размеры) вещной обстановки.
Отсутствие на фотоизображениях мерного объекта усложняет привязку следов при составлении схемы места происшествия. В ряде случаев данное обстоятельство при производстве экспертного исследования может привести к необходимости дополнительного осмотра места ДТП.
Особенностью фотографирования места ДТП является то, что съемка по возможности производится с верхней точки обзора. Именно такие условия позволяют максимально полно зафиксировать расположение столкнувшихся ТС, пути их перемещения после столкновения, места окончательной остановки ТС и т.п. Данная особенность не всегда учитывается специалистами, участвующими в осмотре места ДТП. В сложившейся ситуации считаем целесообразным применять при фотографировании (фиксации) специальное оборудование для фото- и видеосъемки. В качестве такого оборудования можно успешно применять поясные стедикамы (например, модели FlycamC5 [2]) или операторские мини-краны, позволяющие осуществлять съемку с высоты 2 - 3 метра.
Проведенное нами тестирование указанных технических средств, в условиях искусственного моделирования вещной обстановки столкнувшихся ТС [3], позволило установить эффективность их применения при фотосъемке места ДТП. Это обусловлено простотой конструкции оборудования, незначительным весом (от 2 до 7 кг), возможностью применения при неблагоприятных условиях (недостаточное освещение, значительная протяженность места ДТП и т.п.), невысокой стоимостью (от 15 до 60 тыс. руб.).
Нам представляется, что внедрение и использование в экспертных подразделениях правоохранительных органов, в первую очередь - органов внутренних дел, указанного выше оборудования позволит повысить эффективность фотофиксации обстановки места ДТП.
В заключение необходимо отметить, что при изучении фототаблиц, являющихся приложением к протоколам осмотра места ДТП, нами был выявлен ряд ошибок, допускаемых при фотофиксации обстановки ДТП.
Нередко при фотографировании используются неконтрастные (сливающиеся с фоном) подручные мерные объекты. Используются преимущественно приемы обзорной, ориентирующей съемки вещной обстановки, а также детальная съемка обнаруженных следов. При этом, на наш взгляд необоснованно, игнорируются или не используются в должной мере приемы узловой съемки. Мы считаем, что в такой ситуации не просматривается расположение имеющихся следов относительно ближайших ориентиров (транспортного средства, элементов дорожной разметки, бордюров, инженерных элементов дороги и пр.). Как следствие, бывает невозможно установить все обстоятельства происшедшего события, поскольку правильно выбранный ракурс узловой фотосъемки, где в кадре четко просматривается расположение следов относительно элементов дорожной обстановки, является важной информацией при проведении автотехнической экспертизы.
[1] Демидова Т.В. Участие специалиста в осмотре мест происшествий при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Вестник криминалистики. 2009. Вып. 4 (32). С. 166 - 170.
[2] URL: http://фотозум.рф/video/catalog/stedikamy/flycam/ (дата обращения: 14.03.2015).
[3] Подробно см.: Беляев М.В. Применение метода моделирования при производстве транспортно-трасологических экспертиз // Судебная экспертиза: научно-практический журнал. 2011. Вып. 4 (28). С. 73 - 79.
Список литературы
- Беляев М.В. Применение метода моделирования при производстве транспортно-трасологических экспертиз // Судебная экспертиза: научно-практический журнал. 2011. Вып. 4 (28). С. 73 - 79.
- Демидова Т.В. Участие специалиста в осмотре мест происшествий при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Вестник криминалистики. 2009. Вып. 4 (32). С. 166 - 170.
- Дмитриев Е.Н., Шамаев Г.П. Использование современных фотографических технологий в судебной запечатлевающей фотографии // Эксперт-криминалист. 2010. N 4. С. 17 - 21.
- Паулаускас В. Некоторые особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, произошедших в темное время суток (опыт Литвы) // Эксперт-криминалист. 2012. N 4. С. 20 - 24.
К вопросу о применении фотофиксации следов при осмотре места дорожно-транспортного происшествия. Авторы: Демидова Т.В., Беляев М.В. «Эксперт-криминалист», 2015, N 3).