Публикации экспертов

Современное состояние и тенденции развития судебной экспертизы дикой флоры и фауны

Виктория  Гулевская

Преступления, направленные на истребление дикой флоры и фауны, в настоящее время превратились в один из крупнейших транснациональных организованных видов преступной деятельности - наряду с незаконным оборотом наркотиков, оружия и торговлей людьми.

По словам Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Пан Ги Муна, незаконная торговля объектами дикой природы подрывает верховенство закона и угрожает национальной безопасности, а также способствует деградации экосистем. Борьба с такого рода преступлениями способствует не только усилению мероприятий, предпринимаемых для сохранения ресурсов и устойчивого развития, но и обеспечению мира и безопасности в неспокойных регионах, где конфликты подпитываются незаконной деятельностью против дикой флоры и фауны [1].

Программа развития ООН (ПРООН)[2] приступила к реализации проектов, призванных сократить незаконный оборот диких видов флоры и фауны в Азии и Африке, оказать сопротивление организованной преступности в отношении дикой природы через тесное взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов, ужесточение законов и правил, а также через привлечение бизнес-сообщества и укрепление международного сотрудничества [3].

До последнего времени преступления против дикой фауны рассматривались в рамках ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Незаконная охота") и являлись одной из самых малочисленных групп преступлений экологической направленности. Это, очевидно, обусловлено высокой латентностью данного вида преступлений.

В 2013 году в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) был внесен ряд изменений. В частности, в Кодекс введена новая ст. 258.1 ("Незаконная добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации"); наименование ст. 226.1 дополнено и изложено в следующей редакции: "Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов", также дополнены абзац первый части первой данной статьи и примечания к ней [4].

Автор: Виктория Владимировна Гулевская, старший государственный эксперт лаборатории судебно-экологической экспертизы ФБУ "Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации", координатор Евразийской судебно-экспертной сети в области охраны дикой флоры и фауны.

Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей ст. 226.1 и ст. 258.1 УК РФ утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 978 [5]. В перечень включены: 1) млекопитающие: алтайский горный баран, амурский тигр, белый медведь, леопард, зубр, за исключением гибридов зубра с бизоном и домашним скотом, сайгак, снежный барс; 2) птицы: балобан, беркут, кречет, сапсан; 3) рыбы: амурский осетр, атлантический осетр, белуга, калуга, персидский осетр, русский осетр, сахалинский осетр, сахалинский таймень, севрюга, сибирский осетр, шип.

Отношения в области использования диких животных и растений, а также административная ответственность граждан и юридических лиц за незаконное использование диких животных и растений на территории города Москвы регулируются Законом г. Москвы от 30 июня 1999 г. N 28 (в редакции Законов г. Москвы от 17 марта 2004 г. N 12; от 21 ноября 2007 г. N 45; от 26 октября 2011 г. N 47) [6].

Согласно указанному Закону редкие и исчезающие дикие животные и растения (редкие животные и растения) - это животные и растения, не относящиеся к видам, искусственно выведенным человеком, обитающие в состоянии естественной свободы, а также изъятые из природной среды или выращенные (разведенные) в неволе, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации и/или приложения к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (далее - СИТЕС). Списки видов диких животных и растений, использование которых регулируется данной Конвенцией, приведены в приложениях I, II, III СИТЕС. В Законе г. Москвы от 30 июня 1999 г. N 28 закреплены также понятия деривата и образца дикой флоры и фауны.

Дериват - производное от дикого животного или растения (икра, яйца, семена и т.п.), включая продукты их переработки (медицинские, пищевые, парфюмерно-косметические препараты и т.п.).

Образец диких флоры и фауны - живые и неживые дикие растения и животные, включая легко распознаваемые их части и дериваты. Образцами являются также живые и неживые животные и растения, включая легко распознаваемые их части и дериваты, которые по документам, упаковке, маркировке или любым другим признакам могут быть отнесены к диким животным и растениям. Использование указанных образцов охватывает, в частности, добывание, перемещение, хранение, содержание, разведение, передержку, скупку, продажу, обмен, дрессировку и другие действия, если они направлены на получение материальной выгоды, демонстрацию в общественных местах, рекламу образцов в любой форме, а также предоставление услуг по скупке, продаже, обмену, дрессировке, демонстрации и рекламе образцов, в том числе доставке, транзиту, временному хранению.

В России в настоящее время судебная экспертиза дикой флоры и фауны, как самостоятельное направление экспертных исследований, не проводится. Однако в связи с вступлением в силу ст. 258.1 и 226.1 УК РФ возникла острая потребность в применении специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с дикой флорой и фауной и, следовательно, необходимость организации производства судебной экспертизы дикой флоры и фауны в качестве самостоятельного направления судебной экспертизы.

Учитывая международные тренды и потребности судебной и следственной практики, в настоящее время в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России разрабатывается новое направление судебно-экспертной деятельности - экспертиза дикой флоры и фауны. В качестве основы для формирования данного направления планируется использовать весь опыт, накопленный в экологической, ботанической, зоологической, трасологической, товароведческой, баллистической судебных экспертизах, а для проведения ДНК-анализа объектов растительного и животного происхождения - привлекать сотрудников Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук [7].

Под судебной экспертизой дикой флоры и фауны следует понимать процессуальное действие, осуществляемое лицами, обладающими специальными знаниями в области ботаники, зоологии, генетики, экологии, криминалистики, которые дают заключение об объектах дикой флоры и фауны, относящихся к редким и исчезающим видам, их частях и дериватах.

Предметом судебной экспертизы дикой флоры и фауны являются факты и обстоятельства (фактические данные) по делам о правонарушениях в отношении редких и исчезающих объектов растительного и животного мира, их частей и дериватов, устанавливаемые на основе специальных знаний в области ботаники, зоологии, генетики, экологии, криминалистики.

К объектам судебной экспертизы дикой флоры и фауны относятся вещества растительного или животного происхождения, являющиеся материальными носителями розыскной и доказательственной информации о фактических обстоятельствах преступления в отношении объектов дикой флоры и (или) фауны, а именно: живое или неживое дикорастущее растение или дикое животное (их часть) либо его дериват, а также любые объекты (материалы, изделия и т.п.), которые могут быть отнесены к объектам дикой флоры и фауны или включают в свой состав части, элементы, дериваты растений или животных, относящихся к видам, указанным в приложениях СИТЕС.

Приведем пример из экспертной практики.

В соответствии с постановлением следователя о назначении судебной экспертизы в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России на экспертизу представлены 50 шкур в качестве сравнительных образцов - коллекционные образцы животных (6 шт.) и образцы шерсти из выделенных шкур камышового кота (Felis chaus), полученные из Научно-исследовательского зоологического музея биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (далее - Зоологический музей).

На разрешение экспертизы следователь поставил следующие вопросы:

  1. Являются ли представленные на экспертизу 50 шкур объектами животного мира? Если да, то к какому виду относятся животные, шкуры которых представлены на экспертизу?
  2. Принадлежат ли животные, шкуры которых предоставлены на экспертизу, к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и охраняемым международными договорами Российской Федерации?
  3. Подвергались ли представленные на экспертизу шкуры животных какой-либо химической или технологической обработке?
  4. Каков ареал обитания животных, шкуры которых представлены на экспертизу?

При производстве экспертизы проведено исследование образцов волос объектов N 1 - 50, отобранных из шкурок, и представленных коллекционных образцов волос "степного кота" (три образца), "лесного кота" (три образца) и "камышового кота" (три образца) из Зоологического музея.

Исследования начинали с представленных из коллекционных образцов волос "лесного кота" и "степного кота" из Зоологического музея, являющихся подвидами вида кошка лесная европейская (Felis silvestris), для выявления диагностических морфологических признаков волос у представителей данного вида. Также в сравнении были изучены образцы волос вида камышовый кот (Felis chaus).

При детальном сравнении макро- и микроморфологии остевых и пуховых волос со шкурок с представленными образцами волос из Зоологического музея сделан вывод о том, что они имеют сходное строение с представителями вида кошка лесная европейская (Felis silvestris).

Для решения вопроса о химической или технологической обработке представленных объектов произведено органолептическое исследование всех шкурок и установлено, что они являются пушно-меховым полуфабрикатом, т.е. прошли технологическую обработку, вероятнее всего, выделаны кустарными методами для коммерческих целей.

На основании результатов исследования были сформулированы следующие выводы:

  1. Представленные на исследование 50 шкур относятся к объектам животного происхождения и принадлежат животным вида кошка лесная европейская (Felis silvestris), млекопитающего отряда хищных, семейства кошачьих, рода кошек.
  2. Вид кошка лесная европейская (Felis silvestris) включен в приложение II Конвенции СИТЕС и занесен в Красную книгу Российской Федерации (категория 3 - редкий вид, имеющий малую численность и распространенный на ограниченной территории).
  3. Все шкурки являются пушно-меховым полуфабрикатом, прошедшим технологическую обработку.
  4. Вид кошка лесная европейская (Felis silvestris) распространен на территории Европы, Западной Азии и Северной Африки. На территории России ареал охватывает южные части

Дагестана, Чечни, Ставропольского и Краснодарского краев, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию и Адыгею.

Актуальность производства судебной экспертизы дикой флоры и фауны в пределах евразийского пространства обусловлена динамичным развитием Таможенного союза и необходимостью унификации таможенных процедур, включая судебно-экспертное обеспечение деятельности таможенных органов в отношении объектов дикой флоры и фауны.

Для дальнейшего повышения эффективности судебно-экспертной деятельности в рассматриваемой сфере в апреле 2014 года принято решение о создании открытой экспертной группы с названием "Евразийская судебно-экспертная сеть в области охраны дикой флоры и фауны" (далее - Евразийская сеть). Информация о деятельности Евразийской сети размещена на официальном сайте ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.

Основными целями деятельности Евразийской сети являются сотрудничество между судебно-экспертными учреждениями государств, расположенных на Евразийском пространстве, разработка научно-методических материалов и научно-технических средств для производства судебной экспертизы дикой флоры и фауны, оказание содействия в развитии и укрепление контактов между судебно-экспертными учреждениями в области расследования преступлений против дикой флоры и фауны [8].

Таким образом, в свете борьбы с преступлениями в области использования диких животных и растений сегодня на первый план выходят задачи по обобщению опыта производства судебных экспертиз, связанных с исследованием объектов дикой флоры и фауны, формированию научно-методического обеспечения данного направления судебно-экспертной деятельности, реализации перспективных подходов к дифференциации судебной экспертизы дикой флоры и фауны на отдельные виды; по международной консолидации и координации научно-методической политики в судебно-экспертной деятельности в отношении объектов дикой флоры и фауны, прежде всего путем развития соответствующей Евразийской сети.


[1] См.: http://www.un.org/ru/sg/messages/2015/worldwildlifeday.shtml .

[2] Программа развития ООН (англ. - United Nations Development Programme) - организация при ООН по оказанию помощи странам-участницам в области развития, созданная в 1965 году.

[3] http://www.unep.org/newscentre/Default.aspx?DocumentID=26788&ArticleID=34775&l=ru .

[4] См.: Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 27. Ст. 3442.

[5] См.: http://government.ru/media/files/41d49d332fed37b0fcb2.pdf .

[6] Закон города Москвы "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы" // Ведомости Московской городской Думы. 1999. N 8; 2004. N 5; Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 64.

[7] См.: Гулевская В.В., Омельянюк Г.Г., Хазиев Ш.Н. Судебно-экспертное обеспечение расследования преступлений против дикой флоры и фауны. Российский, зарубежный и международный опыт и перспективы совершенствования // Теория и практика судебной экспертизы. М., 2013. N 4 (32). С. 10 - 16; Гулевская В.В. Судебная экспертиза дикой флоры и фауны - новое направление судебно-экспертной деятельности СЭУ Минюста России // Теория и практика судебной экспертизы. М., 2015. N 1 (37). С. 52 - 55.

[8] См.: Бекжанов Ж.Л., Гулевская В.В., Омельянюк Г.Г., Хазиев Ш.Н. Международный опыт и перспективы развития судебно-экспертных сетей, связанных с расследованием преступлений против дикой флоры и фауны // Теория и практика судебной экспертизы. 2014. N 1 (33). С. 102 - 107.

Задать вопрос эксперту

Ваше сообщение отправлено!
Мы вам скоро ответим.
Нажимая на кнопку отправить, Вы даете разрешения на обработку ваших персональных данных.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ:

127473, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ,
пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅ.13, пїЅпїЅпїЅ.1
+7 (495) 649-66-84 +7 (995) 886-89-85 E-mail: sav@expertsud.ru

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ